В обсуждении было много недоумения: что вы такое говорите, ведь все дети любят подарки и верят в Деда Мороза!
Это довольно типичная ошибка, и даже не совсем ошибка. Когда мы пытаемся представить, как другой человек что-то воспримет, что подумает, почувствует, мы мысленно подставляем на его место себя. И во многих случаях это работает, даже так говорят: ну, поставь себя на мое место!
Но когда мы имеет дело с детьми или взрослыми с очень тяжелым опытом, этот прием может нас подвести. Потому что мы не были на его месте, не можем себе представить, каково это.
Хороший пример - недавний сериал Maid, думаю, многие смотрели.
Молодая мама с дочкой уходит от мужа, который стал опасен из-за алкоголизма, и пытается начать самостоятельную жизнь. Замечательные актеры, сюжет, классно снято. Показана работа социальных служб. Показано, как цепко держит человека дисфункциональная семья, не давая вырваться в другую жизнь. Все супер.
Но это как раз пример вышеописанной ошибки. Мы сочувствуем героине и ставим себя на ее место. Ее играет актриса, у которой на лице большими буквами написаны: счастливое детство, хорошее образование, отличное здоровье и, конечно, самоуважение. Она "обычная девушка" - только лучше, упорнее, талантливее.
По сюжету у нее ПТСР - но все его проявления - это некоторая дереализация и одна паническая атака.
У нее депрессивный эпизод длиной в месяц (нам его показывают кратко и символически), но это никак не отражается на ребенке - ее дочь все так же очаровательна и контактна.
За все время лишений и сильнейшего стресса ей ни разу не захотелось ни напиться вхлам, ни ударить ребенка, ни навредить себе. При всем том, что мы знаем о ее прошлом и настоящем, она довольно благополучный внутренне человек - максимум с некоторыми особенностями, например, ей трудно принимать помощь.
В жизни так редко бывает. Тяжёлый опыт, насилие, одиночество, длительный стресс меняют человека и весь его взгляд на мир.
Представляя себе ребенка из детского дома, мы мысленно представляем себе своего, только немного грустного - никто не принес подарка.
Мы не можем представить себе ребенка, который не верит в Деда Мороза потому что вообще ни единому слову взрослых не верит.
Ребенка, который перед сном не об игрушках мечтает, а тревожится, как там мама без него и не избили ли ее до смерти.
Ребенка, который пишет трогательное письмо с заказом подарка, а над ним нависает более старшего воспитанник, уже прикинувший, куда он эту вещь продаст.
Ребенка, который весь праздничный концерт мечтает только об одном: ускользнуть бы незаметно и посидеть в спальне одному в тишине, хоть немного.
Ребенка, который будет есть конфеты из подарка прямо в обёртке - пока не отняли, или просто потому, что некому развернуть.
А когда станет постарше, будет пинать их по комнате в ярости или злом веселье - поскольку для него эти конфеты несут очень ясное послание из "большого и нормального" мира: на, жуй и сиди там, за забором.
И это, наверное, хорошо, что не можем - не надо бы никому на свете такой опыт иметь. Достаточно допустить, что он бывает, и что мы чего-то не можем себе представить и не можем судить по себе.